Как не допустить инвестиций

Как не допустить инвестиций

Инвестпривлекательность Калининградской области представители бизнеса оценивают как нулевую. При этом они все чаще говорят не о мировых тенденциях, а о внутренней угрозе – коррупции и административных барьерах.(1)Как не допустить инвестиций
Инвестиционную привлекательность Калининградской области представители бизнеса оценивают как нулевую. При этом все чаще они говорят не об общемировых экономических и политических тенденциях, а о внутренней угрозе – коррупции и искусственно создаваемых административных барьерах.
\»С коррупцией приходится сталкиваться чаще, чем завтракать, повседневно, регулярно – начиная от фискальных органов и заканчивая властными структурами\», — говорит владелец калининградской компании \»Томас-Бетон\» Игорь Плешков. По словам бизнесмена, сам он взяток не дает из принципа, но с фактом вымогательства сталкивается ежедневно. Понятие коррупции существует во всех странах, но в России ее уровень просто запредельный, подчеркивает предприниматель.
\»Сейчас мы наблюдаем видимость облегчения проблемы. Но коррупция, она как спрут – хоть и спряталась, но где-то есть\», — сказал \»Росбалту\» предприниматель Александр Блинов. Его личный опыт столкновения с коррупцией – работа на строительстве Балтийской АЭС. Блинову, с его административным ресурсом(в прошлом глава поселка Янтарный и министр муниципального развития региона)удалось поучаствовать в проекте. Предприятие Блинова поставляло оборудование для СМУ-4, строившего станцию. Свои 1,5 млн рублей после сделки Блинов так и не увидел.
\»Они получили продукт, но платить не стали, а на следующий день исчезли. Мы выиграли суд, дело отдали приставам. Однако компания была признана банкротом, потом появилось новое СМУ-4, но спрашивать с них нельзя. Здесь ощущается коррупция. Госпредприятие закрыли, спрашивать уже не с кого\», — сказал Блинов. Лишь после многочисленных запросов из аппарата калининградского бизнес-омбудсмена по факту неисполнения решения суда было возбуждено дело. Почему было обанкрочено госпредприятие с долгами, сейчас выясняют следователи. И, по словам Блинова, он не единственный пострадавший. Остальные, вероятно, решили, что бороться с государственной машиной дело бессмысленное. Согласно исследованиям антикоррупционного центра \»Трансперенси Интернешнл-Россия, представители калининградского бизнеса, прежде всего, малого и среднего, не доверяют ни одной властной структуре.
Изолированность региона ситуации только способствует. Рынок маленький, а аппетиты ровные и постоянные, поэтому и ощущает бизнес давление со стороны власти. Один из способов такого давления – так называемое кумовство, отпугивающее серьезных инвесторов.
Даже стратегических инвесторов формально и неформально понуждают формировать \»узлы\» совместных интересов вместе с компаниями, близкими чиновникам, иначе возможности работать просто не дадут, говорит глава антикоррупционного центра Илья Шуманов. \»Мы часто видим, как родственники руководителей муниципальных образований оказываются миноритарными партнерами в инвестпроектах, реализуемых в границах этого же муниципалитета. В прошлом году мы проводили исследование по оценке коррумпированности институтов региона со стороны иностранных инвесторов. По итогам выяснилось, что некоторые представители власти сами предлагали инвесторам своих \»платных решальщиков\» или предлагали открыть совместный бизнес\», — рассказал Шуманов.
Весной российская строительная компания \»Мортон\» заявила о желании построить в Калининграде линию надземного метро. Масштабный проект скоростного подвесного транспорта \»Стрела\» моментально вызвал к себе интерес. Вагоны должны были запустить в 2018 году, к Чемпионату мира по футболу. Для Калининграда, центр которого перегружен автомобилями, такое метро — неплохое решение проблемы ежедневного транспортного коллапса. При этом инвестор собирался вложить в строительство 6 млрд из собственных средств и не требовал ни одной бюджетной копейки.
Но на прошлой неделе представители \»Мортона\» неожиданно сообщили, что замораживают проект. Директор по координации региональных программ предприятия Михаил Бековицкий рассказал местному изданию \»РГН39\»: калининградские чиновники заявили, что сначала должны принять транспортную схему и новый генплан города. Но при этом у инвесторов сложилось ощущение, что масштабная идея просто не вызвала интереса у властей.
\»Мы не до конца понимаем правила игры в Калининграде. Мы предложили подписать соглашение, но оно где-то затерялось в кабинетах городской администрации, хотя мы постоянно что-то делаем, тратим свои деньги. Мы сейчас переключились на аналогичный проект в Подмосковье, где он активно развивается. А в Калининграде приостановили даже контакты с потенциальными производителями вагонов и другого оборудования\», пояснил Бековицкий.
По мнению депутата Калининградской областной думы от партии \»Патриоты России\» Евгения Гана, проект метро просто шел вразрез с чьими-то интересами. \»При появлении такого вида наземного транспорта пойдет перераспределение потоков. Кому-то это не выгодно. Возможно, пока город не готов к выделению земельных участков. При рассмотрении проекта будут  включаться разные интересы, в том числе финансовые. Хотя хотелось бы, чтобы победили мы, жители Калининграда\», — сказал депутат.
\»Инвестор не будет вкладывать деньги в регион, который со всех сторон окружен рисками – это внутренняя и внешняя угроза, нестабильность российского правительства. И главная внутренняя угроза – это отсутствие желания властей заниматься развитием предпринимательства\», — указал бизнесмен Игорь Плешков.
Он подсчитал: за последние десять лет было принято 180 тысяч различных нормативных актов, направленных против предпринимательства — разрешительная документация, стандарты, которые не соответствуют европейским и зачастую противоречат сами себе. \»Вводятся все новые штрафные санкции, через которые государство пытается пополнить худеющий бюджет, а, получается, пополняется карман чиновников. Серьезный момент: наша сегодняшняя Фемида. Надеяться на суд не приходится. Споры решаются не в пользу бизнеса\», — заявил предприниматель.
По его словам, нет ничего удивительного в том, что в такой ситуации инвесторы в Калининград не торопятся. Летом Плешков претендовал на пост генерального директора  ОАО \»Корпорация развития Калининградской области\» и при изучении деятельности организации заметил, что она докладывает о миллиардных инвестиционных контрактах, однако в проектах \»ничего общего с реальной жизнью\» нет.
\»Предлагалось строить железобетонные заводы в технопарке \»Храброво\», где рядом нет ни одного песчано-гравийного месторождения. То есть туда надо вести все